Германия. XV—XVI века.
В художественной культуре Германии переход
от средневековья к Возрождению затянулся на многие десятилетия, поэтому в
мебельном искусстве долгое время сосуществовали два стиля—готический и ренессансный.
Причем новое сначала проявлялось в декоре, а потом уже в конструкции. Немецкая
ренессансная мебель более живописна и не столь связана с античными образами,
как итальянская. Например, в декорировке шкафов, сундуков, столешниц широко
применяют технику деревянного набора. Наиболее распространенные мотивы украшения:
акантовый лист, венки, медальоны, рог изобилия, гро-тески, дельфины, волюты,
картуш, герб.
Немецкое мебельное искусство эпохи Возрождения
имеет две разновидности—северную и южную. На севере мебель изготовляли из
дуба и украшали ее фигурной резьбой. Вместо декоративных мотивов гротесков
и канделябров, исполнявшихся в низком рельефе, стали применять горельефные
композиции. Ребра шкафов обрабатывали высокой, почти круглой резьбой обычно
в виде кариатид и атлантов — герм с традиционными завитками в форме конической
капители над головой.
Стулья немецких мастеров представляют собой
совершенные художественные произведения. Ореховая доска спинки обычно покрыта
резным гротескным орнаментом—маскароном. Но, порывая с ясностью ренессансного
понимания, мотив маскарона пре-вращается в сказочный узор из завитков и складок.
При всем разнообразии вариантов можно повсюду обнаружить химерически трактованные
глаза, уши, нос и широко открытый рот, обычно прорезанный насквозь, чтобы,
продев в отверстие руку, было удобнее переносить стул. В мебельном искусстве
Германии, особенно на севере, процесс вытеснения готических форм протекал
медленно. Своеобразное сосуществование двух стилей, характерное для переходного
этапа, можно видеть на примере рейнского поставца с несколько массивными формами.
На юге Германии, где было сильнее влияние
Италии, мебельные мастера тяготели к архитектурным композициям, что ясно видно
в решении кабинета , передний фасад которого представляет собой композицию
большого архитектурного сооружения с арками, колоннами, развитым карнизом
и т. д.
Во второй половине XVI в. аугсбургский столяр
Георг Реннер изобрел пилу для срезания тонких листов древесины (фанеры), что
дало толчок развитию техники деревянного набора в Германии, а затем в Нидерландах
и Англии. Техника деревянного набора от инкрустации отличается тем, что не
делается углублений в доске для набранного рисунка. Мозаикой покрывается не
отдельная доска, а законченная основа предмета, которая сплошь обклеивается
набором точно пригнанных пластинок, образующих фон. Чаще всего употребляли
мотивы цветов, завитков, гротесков, в узких местах—геометрический узор. Фон
и рамки орнамента обычно обклеивали пластинками из ясеня, а сам набор исполняли
из липы, березы, различных пород фруктовых деревьев.
Древесину часто окрашивали: бук—в желтый
цвет, шафрановый, грушу пропитывали красителем и она заменяла черное дерево.
Источник:: http://www.webantiq.ru/?id=1321
|
|